Информационно - коммуникационные технологии
как средство формирования познавательной мотивации обучающихся».
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить за парты детей. Но как пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Какие педагогические методы, приемы и средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я старалась найти ответы.
Данный опыт работы направлен на необходимый поиск расширения мотивационной базы, то есть обращение к новым, ещё не использованным источникам мотивации.
Отсюда - более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации.
Старые методы в сложившейся ситуации не дают качественного результата: такие объемы учебного материала путем запоминания и воспроизведения удается усвоить немногим обучающимся.
Общеизвестен тот факт, что результаты деятельности человека только на 30% зависят от его интеллекта и на 80% от тех сил, которые его движут, то есть от его мотивов.
Актуальность опыта очевидна, так как роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Согласно концепции модернизации математического образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, изучение нормативных документов, данные педагогического наблюдения позволили выявить противоречия между:
- возрастающими требованиями современного общества к уровню математических знаний обучающихся и фактическим качеством математических знаний обучающихся общеобразовательных учреждений;
- необходимостью воспитания всесторонне
развитой и творческой личности и пассивной ролью обучающегося в
образовательном процессе;
- необходимостью развития у обучающихся умений и навыков в применении полученных знаний в решении вопросов повседневной жизни и сложностью формирования мотивированного отношения к получению знаний;
- разным уровнем общеучебных умений и навыков и необходимостью самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обучения позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей. Применение информационно-коммуникационных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.
Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации у ребят, способствует по - иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.
Новейшие технические средства, хорошая материально-техническая база в школе, дают возможность более эффективного обучения. В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. При всех ее достоинствах, книге не хватает оперативности. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам.
Поэтому цель моей работы заключалась в создании условий, способствующих максимальному развитию способностей обучающихся и достижению нового результата обучения посредством применения ИКТ в образовательной деятельности.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- изучить мотивационную сферу обучающихся;
- найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации и апробировать их;
- проанализировать достигнутые результаты.
Для повышения мотивации мной был создан учебно-методический пакет, который включает в себя готовые программные продукты, интернет-ресурсы, собственные разработки, исследовательскую деятельность.
Использовала готовые программные продукты по математике.
В школе большое количество готового программного продукта. В данных продуктах рассматривается не только теоретическая часть но и большое количество графиков, тестов, рисунков. Готовый программный продукт содержит дидактический материал, презентации и публикации.
Дидактический материал это не только всевозможные карточки-задания, перфокарты по различным темам математики, буклеты выполненные в программе Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Microsoft Publisher. Мной был создан справочник школьника, который содержит краткий теоретический материал всего курса математики.
А тесты, выполненные в программе Краб-2, Excel, PowerPoint помогали мне в работе.
В классе имеется большое колличество различных математических газет, буклетов, бюллютеней выполненные в программе Microsoft
Publisher.
Я использую компьютерные презентации на уроках и внеклассных мероприятиях. В классе создан банк презентаций по различным темам математики. Свои исследовательские работы обучающиеся оформляют с помощью программ PowerPoint, Microsoft Publisher.
Широкий спектр Интернет-ресурсов помогали в проведении уроков и внеклассных мероприятий. Мне и моим ребятам нравится выполнять онлайн тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА.
Прогрессивной и быстро развивающейся сегодня формой образования стало заочное обучение с использованием дистанционных интернет-технологий. Дистанционно я закончила два мастер класса, участвую в различных конкурсах и региональных программах.
Но работая с компьютером нельзя забывать о здоровье детей. Поэтому на своих уроках я использовала различные упражнения для глаз и укрепления осанки.
Итак, можно сделать вывод, что благодаря использованию ИКТ на уроках математики уровень мотивации обучающихся достаточно изменился.
Я, как учитель математики, планирую совершенствовать использование ИКТ на уроках и во внеурочное время: освоить новые компьютерные программы, продолжить проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, а также работу с персональным сайтом и Интернет-ресурсами.