Форма входа

урок.рф

Фото и Видеосъемка

ФИПИ

Наша школа

Музей школы

Опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Главная » Файлы » Рабочие программы и календарно - тематическое планирование

Статья "Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условии дистанционного обучения."
21.10.2018, 04:55

В настоящее время для российского образования актуальным является создание доступной среды для всех детей. Если рассматривать идеальный вариант, то все дети школьного возраста должны обучаться очно, в коллективе, под руководством педагогов, при непосредственном общении учителя и учащегося. В этом случае эффективно действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и другие. Но для детей с ограниченными возможностями здоровья этот вариант чаще всего не подходит.

         Одним из видов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является дистанционное. Согласно нормативным документам Министерства образования и науки РФ дистанционное обучение не рассматривается как единственная проведения учебных занятий. Для детей с ОВЗ используются следующие формы обучения: ‒ дистанционное обучение; ‒ домашнее обучение; ‒ комбинированные формы обучения. Совмещение традиционного домашнего обучения с дистанционным делает образовательный процесс наиболее эффективным.

          Дистанционная форма обучения предоставляет обучающимся возможность освоения образовательных программ в удобное для них время и независимо от их местонахождения, в любом месте, где есть компьютер и Интернет.

       Дистанционное обучение математике активно использует различные типы ЦОР, в том числе комплекты гипертекстовых мультимедийных материалов, тестовые системы. В дистанционном обучение также возможно использование различных виртуальных конструкторов.

         И таких материалов в распоряжении учителя сегодня достаточно много. В рамках различных федеральных программ, нацеленных на развитие российского образования, был разработан большой массив цифровых образовательных ресурсов по всем школьным дисциплинам, в том числе и по математике.

     В дистанционной форме могут быть реализованы следующие виды учебной деятельности: практическое занятие, консультация, самостоятельная работа, проектная работа, текущий контроль и аттестация. Проведение уроков через скайп или ВКС (видеоконференцсвязь) требует изменения методов и подходов (в отличие от обычных уроков в классе). Учителя готовят уроки разных типов. Урок-лекция, который эффективен в старших классах, для дистанционного обучения подойдет вряд ли. Такую форму работы полезнее заменить на беседу. Это можно предложить в качестве домашнего задания, предварительно подобрав видеоурок для просмотра. При дистанционном обучении важно использовать современные информационно-коммуникационные технологии: сетевые, модульные, кейс-технологии. Кейс-технологии основываются на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся и при организации регулярных консультаций; веб-квесты – проблемные уроки с использованием ресурсов интернета, дистанционного тестирования и самооценки знаний. Учитывая физическое состояние детей-инвалидов, следует для каждого планировать урок отдельно. Даже если дети с одним диагнозом и одного возраста. Обучение должно быть оптимальным для каждого ребенка. Таким образом, предоставляется возможность для каждого ребенка выстроить индивидуальную траекторию продвижения.

         Учитель, планирующий дистанционный урок сам должен понимать:

  • какие цели он ставит перед собой при разработке урока;
  • чему он хочет научить ученика;
  • как сформулировать их для учащегося.

       Используя дистанционные технологии, педагоги применяют разнообразные формы работы с детьми, среди которых Skype-занятия, web-занятия, где ребята самостоятельно изучают образовательный ресурс, выполняют задания, а педагог его проверяет и дает обязательную рецензию выполненному заданию при личной встрече. Ученики постоянно выступают в активной роли. Формы обучения каждого урока соответствуют особенностям восприятия и мыслительной деятельности детей, целям и задачам конкретных занятий.

           При такой организации дистанционного обучения реализуется индивидуальная образовательная траектория каждого ученика. Объем учебных занятий, их содержание и темп прохождения дозируется строго индивидуально. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Задача учителя – не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

        При дистанционном обучении учитель использует следующие методы:

  • информационно-рецептивный,
  • репродуктивный,
  • проблемное изложение,
  • эвристический,
  • исследовательский.

         Общение ученика с учителем и учеников между собой является неотъемлемой частью дистанционного обучения. В дистанционном обучении с использованием Интернет-технологий возможно применение различных типов общения с использованием возможностей компьютерных сетей, возможностям сетевых коммуникаций:

  • общение типа «один с одним»;
  • общение типа «один со многими»;
  • общение типа «многие со многими».

        Общение типа «один с одним» используется при проведении индивидуальных консультаций, когда преподаватель отвечает одному обучающемуся или один обучающийся — другому. Основной признак этого типа общения — приватность, которая предполагает, что содержание сообщений недоступно остальным участникам образовательного процесса.

         Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в дистанционной форме: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от сложности учебного материала.

       При дистанционном обучении учитель «ведет за руку» каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет: прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

          Как происходит обучение? Учитель в назначенное время звонит ученику в skype. Начинается урок. Как было сказано выше, уроки могут быть как индивидуальными, так и в режиме видеоконференции. В первом случае в обучении участвует один ученик, во втором случае несколько учеников из одной параллели, имеющих одинаковый уровень обученности и обучаемости. Кратко технологию обучения можно представить таким образом: учитель объясняет учебный материал, показывая посредством графического планшета алгоритмы, способы и методы решения на примере задач. После того, как ученики поняли ход решения, можно предложить им для самостоятельной работы задания. Для этого сначала их сканируем, а затем файл отправляем в сообщении в программе skype. Далее можно работать по-разному:

1. Можно зайти через программу Tiam Viewer в компьютер ученика и в режиме реального времени увидеть, как он решает задачу, печатая в документе Microsoft World. В данном случае кроме обучения математике ученик осваивает еще один предмет – информатику.

2. Ученик может подключить к своему компьютеру графический планшет и решать в нем. Учитель увидит решение в режиме реального времени, зайдя в компьютер ученика через программу Tiam Viewer.

3. Ученик может решать в тетради, затем отсканировать и отправить свое решение на проверку по skype.

        Нужно отметить, первые два варианта наиболее продуктивны, так как они экономят время и позволяют контролировать процесс освоения учеником новых знаний, дабы избежать нежелательных ошибок, которые во время закрепления материала имеют тенденцию становиться привычными. Во время решения ученик проговаривает свои действия, что способствует более эффективному обучению.

       В своей работе я использую сайты «Учи.ру» и www/learning, на котором учитель может создавать авторские задания в виде викторин, игры «Как стать миллионером», ленты времени и т.д. Имея опыт создания таких интерактивных заданий, могу с уверенностью сказать, что мотивация учеников при использовании таких игровых средств обучения значительно повышается, им нравиться учиться, обучение проходит «легко, быстро, весело». Они с нетерпением ждут этих занятий, одновременно получая крепкие знания и положительные эмоции.

        Одним из условий успешности дистанционного обучения является помощь со стороны родителей. Необходимо, чтобы они владели компьютерной грамотностью и могли помочь в технической организации учебного процесса. Из практики можно сделать вывод, что родители оказывают неоценимую помощь в этом направлении. Для учащихся с нарушением двигательной функции рук без такой помощи просто не обойтись. Из опыта работы можно сказать, что постоянная связь с родителями помогает оптимально выбрать темп работы, методы и наиболее полезные технологии.       Разнообразие работы во время проведения занятия позволяет снизить утомляемость детей, что немаловажно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Если есть такая возможность, то нахождение родителей рядом с учеником во время урока — это идеальное условие для обучения, даже если у ребенка нет проблем с двигательной функцией рук. Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предмету и подготовке отдельных занятий ложится на учителя.

 

Список литературы

 1. А.В. Белозубов, Д.Н. Николаев. – Система дистанционного обучения. Учебнометодическое пособие. – М., 2007.

2. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2004.

Категория: Рабочие программы и календарно - тематическое планирование | Добавил: mechgalnimgk
Просмотров: 280 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]