Форма входа

урок.рф

Фото и Видеосъемка

ФИПИ

Наша школа

Музей школы

Опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Главная » Файлы » В помощь родителям

Статья "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"
[ Скачать с сервера (52.0 Kb) ] 05.03.2019, 05:35

На современном этапе развития общества важной проблемой преподавания математики в школах является  активизация обучения школьников для раскрытия творческого потенциала личности ребенка. Анализ литературы по данному направлению показывает, что решение  проблемы есть, но оно совсем не простое. Для того, чтобы исключить данную проблему, необходимо преодолеть много противоречий, которые присущи процессу обучения в целом и конкретно процессу изучения математики.

Актуальность проблемы преподавания математики в современной школе обусловлена  изучением огромного опыта, который ориентирован на активизацию творческой деятельности учеников. Ведь на современном витке развития общества главной задачей обучения является развитие творческой активности. А процесс обучения - это преодоление противоречий и проблем, возникающих в процессе обучения.

По моему мнению, можно выделить главные из них:

  • противоречия между содержанием и объемом изучаемого материала, которые определены программой  и стремлением творчески работающего учителя передать больший объем знаний и навыков. Тем самым учитель выходит за границы учебной программы и рассматривает вопросы, которые отличены от учебной программы;
  • противоречие между программами обучения и  индивидуальными способностями учащегося связано с тем, что программа разрабатывается под класс, не учитывая индивидуальные способности школьников (выход из этого противоречия - в дифференциации обучения на основе вариативности образования и обучения);
  • противоречия между методикой преподавания математики и развитием математики; если математика развивается необычайно быстро, приобретая все новые и новые знания, находящие свое отражение в школьных курсах, то методика преподавания математики, особенно в условиях массового обучения, развивается намного медленнее.

В общем в системе школьного математического образовании сегодня можно выделить три проблемы:

  • школьники плохо добывают информацию, из текста прочитанного самостоятельно;
  • выбирая между обучением и развитием, отдают предпочтение более легкому – обучению;
  • увлекаясь формальной стороной дела, гипертрофированно занимаются развитием только левого полушария мозга учащегося.

При этом стоит отметить, что решение первой проблемы я вижу в издание учебников, которые удовлетворяют современным стандартам образования в этих учебниках должно быть доступное и подробное изложения материала. По моему мнению, это поможет приучить школьников к чтению учебной литературы и со временем приучит к самостоятельному добыванию информации.

Решение второй проблемы возможно лишь при условии, что при изложении и структурировании материала учебника используются принципы развивающего обучения. Для решения третьей проблемы нужно помнить, что активное использование наглядности и опоры на интуицию способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга учащегося. Все это должно быть учтено при формулировании концептуальных основ школьной математики.

Главная задача современного учителя - научить учащегося самому добывать информацию,  а не набивать головы учеников информацией, которая якобы понадобится им в дальнейшей жизни. А данный процесс неотъемлемо связан с осознанным чтением учебной литературы и саморазвитием. Для того, чтобы обучающиеся могли самостоятельно читать учебник, нужно, чтобы учебник был написан в первую очередь для них, для учеников, а не для учителя.

В подтверждение этого достаточно вспомнить, что большинство школьных учебников, начиная с 1968 года, писались именно для преподавателей. А связанно это с тем, что чаще всего дети их и не читали. И только в последние несколько лет ситуация начинает меняться к лучшему. Современные издания и и их авторы стараются ориентироваться  в первую очередь на учащихся.

В наше время владение хотя бы азами математического языка — непременный атрибут современного и культурного человека. В связи с этим я считаю, что заниматься изучением математического языка и математических моделей надо сегодня в школе как можно раньше. И если в начальной школе введение данных методик затруднительно, то это необходимо практиковать уже к в курсе математики 5-6 классов.

Потенциал школьного курса гуманитарного раздела - это:

  • во-первых, владение математическим языком и математичес­ким моделированием, что позволит учащимся лучше ориентироваться в природе и обществе;
  • во-вторых, математика по своей внутренней природе имеет богатые возможности для воспитания мыш­ления и характера обучающихся;
  • в-третьих, уроки математики спо­собствуют развитию речи обучаемого не в меньшей степени, чем уро­ки русского языка и литературы;
  • в-четвертых, реализация процесса преподавания идей развивающего и проблемного обучения.

На современном этапе развития общества существует два подхода к обучению математике, которые в той или иной степени взаимодействуют с проблемным обучением:

  • метод обучения с помощью задач;
  • метод обучения с помощью создания проблемных ситуаций и собственно проблемное обучение.

Метод обучения с помощью задач заключается в следующем: учитель предлагает ученикам задачу, решить которую они пока не в состоянии. При этом учителем проводится объяснение материала  и введение новых элементов теории. Далее учитель возвращается к исходной задаче и доводит ее до конца. Этот метод вполне пригоден для обучения, но нельзя не упомянуть о крупном его недостатке – он не является личностно-ориентированным. Отметим, что задача, которая разбирается на уроке, нужна не ученику, а учителю. Учитель тем самым навязывает ее ученикам. Но нельзя отрицать то, что данным метод делает процесс объяснения нового материала более комфортным.

Примерно так же обстоит дело и с методикой создания проблемных ситуаций. В необходимую проблемную ситуацию учащегося "загоняет" именно учитель, и в процессе изучения нового материала и закрепления ранее полученного сам его из нее и выводит. Обычно постановка проблемной ситуации и определение способов ее решение происходит в рамках одного урока.

Нельзя оставлять без внимания, что при использовании указанных выше двух методов учащиеся, как правило, пассивны.

В связи с этим определим положения, на которых базируется подходы к проблемному обучению:

  • с проблемой должен непосредственно столкнуться сам учащийся. Данная проблема может возникнуть при решении задачи или во время рассуждений. Тем самым ученик сам определяет, что преодолеть данный барьер и решать задачу он не может, а  тем самым осознать, что ему не хватает знаний;
  • отсрочка решения проблемы по времени. Проблема должна находиться во внимании учащегося. Именно таким образом можно получить от него самостоятельные выводы о своем саморазвитии и продвижении своих знаний и навыков, и тем самым получить определённые положительные эмоции.

Проведя данные размышления, можно сделать следующие выводы:

  • для понимания учащимися математического курса важно преж­де всего, чтобы они полноценно усвоили первичные модели (функ­ции). А это обозначает, что нужно организовать их деятельность по изу­чению той или иной функции так, чтобы рассмотреть конкретную математическую модель – функцию системно с разных сторон. При этом системность не долж­на носить характер набора случайных сюжетов, отличающихся для разных классов функций, так как это может привести к дискомфорту в самом процессе обучении. А значит, возникает методическая проблема, связанная с выделением в системе упражнений по изучению класса функций, состоящее из шести направлений (чтение графиков, преобразование графиков, решение задач графически, определение минимального и максимального значения функции на промежутки, функциональная символика)

 

Список использованных источников:

1. Варченко С.В. Практикум по методике преподавания математики в средней школе: Учебное. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. – Казань: Изд-во КГУ, 1996. 

2. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучаемых по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», М., 1997.

Категория: В помощь родителям | Добавил: mechgalnimgk
Просмотров: 214 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]